Секция 2. Безопасность общественного пассажирского транспорта. Отчет

Секция 2. Безопасность общественного пассажирского транспорта. Отчет
Фото: Павел Донсков

Участниками секции «Безопасность общественного пассажирского транспорта» стали представители территориальных органов Государственного автодорожного надзора, Росгвардии, ГИБДД, сил обеспечения транспортной безопасности, перевозчиков, а также заинтересованных представителей экспертного сообщества.

Вадим Нестеренко. Фото: Павел Донсков

На секции были подняты вопросы выполнения новых требований по обеспечению транспортной безопасности.

О правилах разработки паспортов транспортной безопасности на транспортные средства сообщил старший государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Вадим Нестеренко.

Михаил Иванов. Фото: Павел Донсков

Руководитель Волжского Межрегионального управления госавтодорнадзора Михаил Иванов рассказал о новеллах в законодательстве и, соответственно, о новых методах работы надзорного органа.

Александр Ишутин. Фото: Павел Донсков

Актуальную тему организации перевозки групп детей поднял Заместитель начальника отдела ТН и РЭР УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Александр Ишутин. Изложенные в докладе требования по организации перевозки, техническому состоянию транспортного средства, маршруту и режиму движения представляются разумными. Требования к квалификации водителя, выполняющего перевозку детей, напротив, по мнению участников дискуссии, чрезмерно мягкие, особенно на фоне происходящих в последние годы резонансных ДТП с участием автобусов, перевозящих детей. Водитель должен иметь стаж управления автобусами не менее одного года и не иметь нарушений ПДД за последний год. Парадоксальность ситуации заключается в том, что для образовательных организаций, за которыми закреплены «школьные» автобусы, представляет собой проблему поиск водителей даже с такими квалификационными требованиями, и их ужесточение может привести к огромному дефициту кадров. В этой связи представляется актуальным включить в резолюцию Форума предложение о передаче «школьных» автобусов в региональные ПАТП и выполнении перевозок профессиональными перевозчиками, с одновременным ужесточением квалификационных требований к водительскому составу, задействованному на данном виде перевозок.

Армен Оганесян. Фото: Павел Донсков

О грубом, неприемлемом стиле езды водителей общественного транспорта в Волгограде говорил в своем выступлении общественный деятель, руководитель регионального отделения Движения автомобилистов России Армен Оганесян. Кроме того, им был поднят вопрос о доступности общественного транспорта для маломобильных групп граждан. Модератором секции Игорем Твердуновым предложено внести в Резолюцию пункт о необходимости учета интересов маломобильных граждан при модернизации объектов транспортной инфраструктуры и обновлении парка транспортных средств.

Игорь Твердунов. Фото: Павел Донсков

Главный редактор АНО «Индустрия безопасности» Игорь Твердунов выступил с сообщением на тему об информационной поддержке деятельности в области обеспечения безопасности, рассказав об отраслевом специализированном журнале «Транспортная безопасность и технологии», который выпускается на основании соглашения о сотрудничестве с Минтрансом России и включен Министерством в перечень специализированных отраслевых СМИ по транспорту.

Олег Охрименко. Фото: Павел Донсков

Начальник УВО ВНГ России по Волгоградской области Олег Охрименко доложил об успешных результатах пилотного проекта по охране транспортных средств общественного пассажирского транспорта подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии. В Волгоградской области в пилотном проекте приняло участие более 100 единиц транспорта. За время его апробации поступило 366 тревожных сообщений, из них 10 боевых. Четверо правонарушителей задержаны и доставлены в полицию.

Александр Питиримов. Фото: Павел Донсков

Этой же теме был посвящен и доклад генерального директора АНО «За общественный транспорт» Александра Питиримова, который акцентировал внимание на необходимости унифицировать организационные, правовые, тактические и технические решения по обеспечению транспортной безопасности и общественной безопасности, применительно к сфере городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.

Александр Питиримов

Применительно к наземному городскому пассажирскому транспорту, понятия транспортной безопасности и общественной безопасности тесно связаны между собой. Сам городской общественный транспорт неотделим в принципе от городской общественной среды, поэтому, на наш взгляд, вопросы предотвращения актов незаконного вмешательства в работу общественного транспорта и вопросы охраны правопорядка на транспорте – тождественны.

Александр Красилич. Фото: Павел Донсков

Тема вызвала оживленную дискуссию. Руководителя Волгоградского Управления вневедомственной охраны Росгвардии поддержали коллеги из других регионов, где также проводился этот проект: заместитель начальника УВО ВНГ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Красилич и заместитель начальника УВО ВНГ России по городу Севастополю Дмитрий Гуляев, а также представитель Главного управления вневедомственной охраны Владимир Любов. Им оппонировали заместитель начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Сергей Лукьянов и Начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Константин Ларин.

Сергей Лукьянов. Фото: Павел Донсков

Эффективность работы Росгвардии по пресечению правонарушений на транспорте не вызывает сомнений – быстрая реакция, широкая географическая представленность, высокий уровень подготовки сотрудников. Однако действующие Требования по обеспечению транспортной безопасности обязывают перевозчика привлекать для защиты транспортных средств аккредитованные подразделения транспортной безопасности – таков закон. А Росгвардия может заниматься лишь охраной (это разные понятия) и в роли ПТБ выступать не может, поскольку не имеет соответствующей аккредитации, а её сотрудники не обучены и не аттестованы. Решение проблемы упирается в проведение этих достаточно длительных и затратных бюрократических процедур. В Резолюцию Форума предложено включить пункт о необходимости скорейшего решения вопроса об упрощенной процедуре аккредитации подразделений Росгвардии в качестве ПТБ и аттестации ее сотрудников. Безусловно, функционал сил ОТБ имеет определенную специфику, и защита различных видов транспорта имеет свои особенности, и дополнительное обучение сотрудников наверняка потребуется. Но проведение повторных проверок состояния здоровья, физических кондиций, анкетных данных действующих сотрудников Росгвардии выглядит, по меньшей мере, странно.

Игорь Твердунов

Законодательные противоречия, межведомственные отношения должны уходить на второй план, когда дело касается безопасности граждан. Пассажиру общественного транспорта не важно, какая структура и в соответствии с каким законом его защищает или охраняет. Его безопасность должна быть обеспечена максимально эффективно от любых противоправных действий, будь то АНВ или банальный мордобой. И это – главная задача.